Управление качеством продукции

Когда мы хотим разобраться в работе какого-либо сложного механизма, первое, что надо узнать, — для чего этот механизм предназначен. Представим себе, что нам в руки попал некий предмет:небольшая плоская коробочка, с одной стороны которой под стеклом нанесены через равные интервалы деления. Имеются две подвижные стрелки — большая и маленькая. Мы теряемся в догадках. Что это? Устройство для вычислений? Термометр? Силомер или шагомер? Не зная предназначения найденного предмета, мы не можем и правильно с ним обращаться. Что делать? Можно, конечно, попытаться найти смысл, так сказать, опытным путем: скажем, нагреть предмет или сильно на него надавить (этот метод воспет И. А. Крыловым в басне «Мартышка и очки»). Последствия такого «изучения» нетрудно предугадать. Но стоит узнать, что наш предмет — часы — прибор, служащий для определения времени, как все становится на свои места. Теперь понятно, для чего деления на циферблате, стрелки, как пользоваться прибором.

Ключом к познанию «устройства» управления является понимание того, что оно служит для получения определенного конечного результата, для достижения того, что мы называем целью. Можно сказать, что управление есть механизм для достижения цели. Не роскошь ли, однако, такой механизм? Нельзя ли обойтись без него? Не придет ли предприятие, скажем, к выпуску новой продукции, к технической реконструкции, выполнению договорных обязательств, к другим результатам-целям само по себе, без управления?

Не ждите категорического отрицательного ответа. Может быть, и придет. Но дорога будет дальней и разорительной. Ибо, как гласит печальный управленческий Юмор, предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к… худшему. Управление призвано не просто вести к цели, но делать это наилучшим в данных обстоятельствах образом. Например, целью любого предприятия является повышение качества производимых товаров или услуг. Причем лучшее качество должно достигаться наиболее быстрым и дешевым путем. Это дело управления. Так и говорят — «управление качеством продукции».

Комментировать